13 апреля 2006 года, в день открытия шестой международной выставки ФОТОФОРУМ-2006 - крупнейшей экспозиции в Восточной Европе, России и странах СНГ, – состоялся Круглый стол, посвященный актуальным вопросам фотобизнеса. Его участниками стали главы и ТОП-менеджеры крупнейших брэндов: SONY, CANON, CASIO, EPSON, Hewlett-Packard, KODAK, KONICA MINOLTA, NIKON, REKAM, SAMSUNG Electronics, РЕИНВЕСТ-СЕРВИС, Фото-Про, Техсоюз, а также ведущий эксперт по обработке изображений Дик МакКлелланд.
Каковы перспективы фотоиндустрии в России; как будет развиваться сегмент камерофонов и сместит ли он цифровые камеры; какие новые технологические пути привлечения потребителей ищут производители на волне окончания гонки мегапикселей; как спровоцировать спрос на профессиональном фоторынке; какую роль будут играть зеркальные фотокамеры в будущем; как будет развиваться рынок фотопечати: на какие решения делают ставку производители сегодня? Эти и другие вопросы поднимались в рамках мероприятия.
Обсуждая тему дальнейшего развития любительского фоторынка в России, участники сошлись во мнении, что наблюдается динамичный рост отрасли во всех сегментах, и российский рынок пока далек от насыщения. Так, по мнению Вольфганга Людтке, менеджера по развитию бизнеса (категория профессиональных устройств фотопечати) Hewlett-Packard, сегодня российский фоторынок почти достиг уровня европейского, и для западных инвесторов он так же привлекателен, как и другие рынки Европы.
Такой мощный сегмент как мобильные телефоны со встроенной фотокамерой является примером симбиоза цифровых технологий, за которым будущее. Однако, как подчеркнул Юрий Акилов, директор департамента международного маркетинга компании REKAM, мобильные камерофоны однозначно не вытеснят цифровые фотокамеры, так как потребителю в первую очередь важно высокое качество снимков, а это требует более продвинутых решений.
В свою очередь глава московского представительства CASIO Окуно Такаюки отметил, что гонка мегапикселей еще не закончена и новый стандарт в этом году – это шесть мегапикселей для любительской фотокамеры и десять для профессиональной. Он добавил также, что использование более передовых технологий дарит неограниченные возможности для дальнейшего развития фотоиндустрии, и основными тенденциями в ближайшее время станет увеличение службы аккумуляторов, что очень актуально для большинства потребителей, будет более ярким и контрастным ЖК-дисплей. Кроме того, пользователь сможет записывать на цифровую фотокамеру видеоролики в высоком разрешении, при этом памяти потребуется меньше. Также усовершенствуется система стабилизации, улучшатся возможности для быстрой съемки (3 кадра в секунду).
Продолжая тему мегапикселей, Иннокентий Пан, главный специалист по профессиональному оборудованию Фото и Видео компании CANON, объявил, что в этом году CANON выпустил фотокамеры с меньшим количеством пикселей, однако качество снимка при этом осталось по-прежнему высоким. По его мнению, достаточно 5-6 мегапикселей для любительских снимков, ведь важную роль играют технологии: глубина цвета, качество матрицы и оптики. Дело не в мегапикселях, а в том, насколько они хороши. Потому в ближайшем будущем существенно расширится, прежде всего, функциональность фотокамер, еще более упростится их эксплуатация: достаточно будет просто подключить камеру к принтеру и получить фото высокого качества. Фотокамеры уже сегодня представляют собой персональный компьютер, они обладают точной настройкой, позволяют редактировать изображения, как на ПК. Другими словами, все, что возможно в компьютере, доступно сегодня и в фотокамере. В будущем серьезный акцент будет сделан на ее эмоциональную привлекательность. Просмотр фотографий станет более удобным, можно будет организовать настоящие слайд-шоу и демонстрировать их друзьям.
В ходе мероприятия было отмечено, что сегодня на развитие российского фоторынка оказывает влияние рост продаж зеркальных фотокамер. Это подтвердила Маргарита Дударева, руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли компании GFK. По результатам исследований в четырех городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск), рост продаж цифровых камер в 2005 году увеличился на 93% по сравнению с 2004. При этом от общего объема рынка цифровые зеркальные камеры составляют 5%, а 95% - любительские цифровые камеры. Однако прирост «зеркалок» по сравнению с 2004 годом составил 158%, также заметно увеличился их ассортимент. Из этого следует, что полупрофессиональный сегмент является сегодня одним из перспективных, и многие ведущие игроки обращают на него серьезное внимание. Что же касается профессионального рынка в России, то, по словам Сергея Савенко, президента группы компаний Фото-Про (Сава Диджитал), он в отличие от западного, находится на стадии становления, но обладает огромным потенциалом. Основными тенденциями, которые могут повлиять на его дальнейшее развитие, является, в частности, растущий спрос на фотографию как элемент интерьера.
«Российские семьи не очень любят портретную фотографию, которая популярна в Америке и Европе, и пока не готовы тратить существенные бюджеты на свадебные фотосессии. В то время как на Западе на это выделяют по 15-20 тыс. долл. из семейного бюджета, - заметил в свою очередь Фидель Эранц, директор по продажам управления фотографии компании КОДАК. – Однако в России налицо активный интерес к «интерьерной фотографии», и это в какой-то степени будет определять дальнейшее развитие профессионального сегмента».
Как отметили участники Круглого стола, сегодня ключевой тенденцией фоторынка является увеличение продаж цифровых фотокамер через массовые каналы сбыта: гипермаркеты, а также компьютерные магазины и салоны связи. На долю последних в 2005 году пришелся самый большой объем продаж цифровых фотокамер - 260% (по данным GFK). Компьютерные магазины продали 60%, а специализированные - всего 40%. В связи с этим, фотомагазинам необходимо задуматься о реорганизации своего бизнеса. Как выглядит успешная модель фотомагазина будущего? По мнению Бориса Асриева, президента группы компаний ТЕХСОЮЗ, современный фотомагазин должен иметь весь ассортимент фотопродукции: непосредственно камеры, аксессуары к ним, карты памяти, принтеры для студийной и домашней печати. Причем должен быть хорошо представлен ассортимент профессиональной техники, продажа которой требует особой подготовки менеджеров и продавцов.
Но не менее важно для фотомагазина и предоставление на высоком уровне полного ассортимента услуг. Хидэки Мурата, президент компании Коника Минолта Фото Имэджинг Россия, заметил, что за последнее время объем печати фотографий снизился в несколько раз, 80% изображений люди хранят на дисках или внешних носителях. В Японии объемы продаж принтеров продолжают падать и 2007-2008 годы станут пиком снижения продаж принтеров, поэтому они становятся все дешевле и проще. Таким образом, специализированные магазины должны обеспечить тот спектр услуг, который недоступен дома, необходимо предоставить многофункциональные способы печати с использованием различных типов бумаги, а также предлагать печать буклетов, листовок, календарей и т.д.
Дик МакКлелланд добавил, что фотомагазин будущего может быть не только сервисным бюро, но и образовательным каналом. Существенное конкурентное преимущество специализированным салонам могут дать специальные программы обучения, своего рода мастер-классы, где клиенты могут научиться секретам фотомастерства.
Обсуждая тенденции и перспективы рынка фотопечати, Фидель Эранц привел следующую статистику: в Европе 30% - потребители печатают дома, 54% в лабораториях, а 16% - on-line. В России на долю лабораторий приходится 90%, дома печатают 7% и лишь 3% - on-line. Комментируя эти данные, Ольга Подколзина, руководитель отдела маркетинга компании EPSON, сказала, что, несмотря на некоторые пессимистичные настроения, рынок фотопечати перспективен, причем во всех его областях: профессиональном, полупрофессиональном и любительском. Сегодня разрабатываются модели принтеров для массового сегмента, напоминающие больше бытовые устройства и позволяющие печатать быстро, качественно и доступно. По мнению EPSON, в ближайшем будущем стоимость печати фотографии, включая картридж и бумагу, будет составлять порядка 3-4 рублей за штуку.
Подводя итоги Круглого Стола, его участники подчеркнули, что российский рынок остается одним из самых перспективных в Европе, причем его дальнейшее развитие направлено на максимальную привлекательность для потребителя в соотношении «цена-качество», а именно: покупатель получает больше возможностей за меньшие деньги.