«Фотографировать хорошо! А хорошо фотографировать ещё лучше!»
Так можно охарактеризовать текущее состояние фотолюбительства и в России, и в мире. Народ потихоньку богатеет, покупает всё более новые удобные камеры, чему способствуют производители фотооборудования. Но в один прекрасный момент начинают возникать присущие всем творческим людям вопросы.
«Все говорят, что я снимаю шедевры – так почему бы их не продать?»
«Новая камера пока дороговата – где бы сотню другую долларов подзаработать?»
«Жена говорит, что расходы на фотографию уже который год не дают купить новую машину/шубу/телевизор – как уменьшить расходы?»
Можно пойти бомбить на свадьбы, снимать крестины детей друзей, подгузники в магазине для младенцев. Всё это делать можно и в этом нет ничего зазорного, как и в любом труде, который не противоречит УК.
Но что делать с сотнями фотографий, которые уже есть - из поездок в заморские страны, на дачу, поход с ребенком на выставку собак и т.д.?
Можно писать в редакции журналов и газет с предложением посмотреть в Интернете на Ваши шедевры, можно рассылать отпечатки, можно стоять с плакатом на улице «Продаю шедевры». Но как ленивый ленивым скажу, что есть возможность попроще попытаться продать все нажитые непосильным трудом фотографии – вступить в фотобанк или на английский манер «сток» (photostock).
Фотобанков в последнее время в связи с доступностью Интернет становится всё больше и больше. Раньше было сложнее – надо было посылать слайды в фотобанк, иногда наборами не менее 300 штук. Выплаты авторам могут составлять от 50% до 80%, а в денежном исчислении есть легенды о 40000$ за 1 фотографию, но обычно 100-200$. Все зависит от лицензий, продаваемых фотобанком покупателю. Так в журнал тиражом 10 тыс. экземпляров фотография может стоить 400$, а для национальной рекламы с уличными билбордами 2000$.
Сейчас стало легче и самим фотобанкам рекламировать свои архивы, которые ранее приходилось издавать в печатном виде, так и фотографам, которым теперь не всегда необходимо посылать свои слайды или сканы на CD для размещения в фотобанке. Безусловно, наибольшую прибыль до сих пор приносят крупные агентства, в которые не берут фотографии меньше 16МП или 5000х3500 точек, но и желающих в них вступить много, берут не всё подряд, и что обиднее всего очень часто не берут «шедевры».
Но ничто не стоит на месте – появились онлайновые фотобанки, которые принимают снимки размером от 600х600 для вебмастеров и презентаций, не принимают файлы более 5МБ и т.д. Основная проблема для россиянина видится в одном важном аспекте работы таких фотобанков. Это цены. «Продать мой шедевр за 20 центов жадным буржуям? Да ни за что!» Называемые микропейментовыми (micropayment) такие фотобанки продают фотографии (за 1 скачивание) от 1$ до 10$ и выплачивают фотографу от 0.2$ до 1$. Как только набирается сумма не менее 100$, Вы можете заказать чек и «отоварить» его в крупных банках. Но с учетом налогов и комиссии за обналичивание Вы реально получите 0.1-0.15$ за одно скачивание одной фотографии. Но у Вас же их ТЫСЯЧИ!!!
Многие успешные стоковые фотографы говорят в минуты душевной слабости, что на самом деле из тысячи или десятка тысяч фотографий деньги им приносят 50-100 фотографий. Причем угадать, что же захочет купить клиент довольно сложно. Но кто ищет, тот может проштудировать наиболее часто вводимые ключевые слова, которые на сайтах некоторых фотобанков открыто публикуются. Так же изучение публикаций показывает, что много хорошо продаваемых фотографий случайные, от которых никто не ждал успеха.
Поговорим немного о грустном. Из тысяч Ваших фотографий может оказаться пригодным к продаже штук 100 или того меньше. Причина банальна – юридические права на то, что изображено на фотографии. По условиям практически всех фотобанков на фотографии не может быть
- НИКАКИХ логотипов, торговых марок, названий и даже узнаваемых брендов
- НИКАКИХ УЗНАВАЕМЫХ изображений людей без их письменного согласия («узнаваемых» значит «достаточно резкое» лицо, владелец которого может доказать что это он [человек в дали с размытым силуэтом допускается]; никаких исключений на друзей, детей, родственников и даже самого себя – на всё это нужна англоязычная расписка модели [model release])
- НИКАКИХ изображений частной собственности без письменного согласия [property release]
Поэтому, если можно стирайте мелкие логотипы на зданиях, на одежде, размывайте лица случайных людей. Но будьте благоразумны и не переусердствуйте, потому что Ваш кандидат на продажу может стать непригодным.
Чтобы закончить юридическую тему, расскажем о типах лицензий на продаваемые фото.
Royalty Free (RF) – свободные от лицензионных отчислений фотографии. Если клиент покупает фотографию с такой лицензией, то он может использовать его в любом доступном ему виде и модифицировать на своё усмотрение, и использовать сколько угодно раз и в течение любого времени. Правда перепродать его он уже не может. Приобретатель не получает эксклюзивное право на фото с такой лицензией. Большинство онлайновых фотобанков продает ТОЛЬКО royalty-free фотографии. Если далее специально не оговариваемся, то речь идет именно о таких фотобанках. При удачном начале можно заработать первую сотню долларов за месяца за 3. Поэтому на одном микропейментовом фотобанке останавливаться не стоит.
Противоположность лицензии «royalty free» называется «Right management» (RM, L) или «управление лицензированием». Этим чаще всего занимаются большие фотобанки, торгующие «большими» фотографиями. При таком лицензировании могут учитываться тираж, географическая область распространения, эксклюзивность на время или навсегда. Да, одна фотография проданная по такой лицензии может перекрыть Ваши доходы от всех royalty-free фотографий за год, но пока её не купят Вы не получаете ни-че-го.
Теперь плавно перейдем к практическим советам
Качество
СЛЕДИТЕ за ШУМАМИ! Качество в фото на продажу больной вопрос, особенно у владельцев недорогих цифровиков. А также любителей сканировать узкую пленку на предельных разрешениях. По своему опыту могу сказать, что иногда и фотографии, снятые с ISO100 на цифровике или на негативе, приходится чистить от шума. Без перегибов, но приходится. Коррекция по цвету, тонам, контрасту и насыщенности не возбраняется, но следите за шумами. Можно повытягивать тени Shadows/Hightlights, но без перегибов и следите за шумами. Обработанные кадры, снятые с ISO200 цифровой незеркалкой, прошли без запинки. С цифрозеркалками наверное таких проблем не возникнет вообще, но не забывайте следить за шумами.
Резкость. Люди, сидящие в фотобанках на контроле качества очень не любят артефакты от применения фильтров, «увеличивающих» резкость. Ещё больше они не любят окантовку и halo. А такой «толстый кот» как фотобанк Alamy пишет просто открытым текстом «не присылайте нам шарпленные изображения – присылайте нешарпленные сканы, так как мы достаточно квалифицированные, чтобы понять достаточная у скана резкость или нет». Резюме – как и в предыдущем пункте – без экстремизма. Если фото нерезкое, то просто не посылайте его. Пользуйтесь «хотя бы немного продвинутыми» алгоритмами, например http://www.psd.ru/article/005/
Сканирование. На упомянутом выше Alamy написали, что «сканировать для нас нужно на предельном ОПТИЧЕСКОМ разрешении сканера. Так для Nikon IV оно составляет не более 2500 dpi», а не как написано в спецификации сканера. Так что хороший планшетник очень даже ничего. Например, все 11 тестовых снимков со среднеформатного слайда на Epson 4870 с разрешением 2400 dpi прошли в Alamy контроль качества.
Размеры. Иногда для разных фотобанков нужно «готовить» разные размеры, в основном по размеру файла в мегабайтах. О конкретных известных ограничениях укажем в списке фотобанков.
Сюжеты. Клиенты фотобанков чаще всего покупают объекты. Будете смеяться, но люди покупают фото, например, колбасной нарезки. Очень любят действие и сюжеты, особенно про бизнес и офис. Реже покупают настроение, которое так любят в России и не любят на кровожадном меркантильном Западе. В качестве безвозмездной помощи прилагаю список 20 самых популярных поисковых слов с сайта одного фотобанка: christmas, woman, beach, family, wedding, naked, business, flowers, medical, computer, people, dog, bust, flower, erotic, women, music, baby, bikini, money
И будьте готовы получить отказ с комментарием «минимальная коммерческая польза» или "у нас уже есть большой набор подобных фотографий", то есть фотобанк решил, что Ваш шедевр не сможет продать.
Также некоторые фотобанки принимают рисунки/иллюстрации и коллажи.
Ключевые слова
Казалось бы, что может быть проще. Перечисляй всё, что видишь на картинке. Но не забудьте указать страну, немного слов про неё, типа Arabian, exotic и т.п. Плюс ассоциации. Ну и как всегда совет для ленивых – идете на сайт любого фотобанка и вводите несколько слов про свою фотографию. Получаете список фотографий, кликаете на любую и смотрите какие ключевые слова к выбранной фотографии подходят к Вашему случаю. Для удобства работы можно организовывать списки ключевых слов по каждой фотографии, например, в Excele, и потом уже вставлять подготовленные наборы при загрузке фотографий. Минимум нужно подобрать 7-10 слов.
Реферальные программы
Как любое коммерческое предприятие, фотобанк хочет оповестить о себе как можно больше число фотографов и клиентов за меньшее число денег. Для этого помимо дорогой прямой рекламы, фотобанк поощряет рекламные действия в стиле «сарафанного радио», «вирусного маркетинга» и т.д. При этом за привлечение фотографа, фотобанк платит исключительно из своей прибыли, а не из отчислений фотографу. Так что, если Вы переходите по ссылке с чьим-то кодом, Вы ничего не теряете и не потеряете в будущем, а человеку, который потратил силы, чтобы привлечь Ваше внимание к возможности заработать денег будет приятно.
Первый контакт
Знание английского языка, мягко говоря, обязательно. Хотя бы на уровне читателя со словарем. Как правило, Вы заходите на сайт и регистрируетесь, отсылаете от 3 до 20 тестовых фотографий (обычно 10), чтобы фотобанк оценил Ваш уровень. Ждете от 3 дней до двух недель, так как первичные тестовые загрузки рассматривают с особым пристрастием. Некоторые фотобанки требуют по e-mail прислать им сканы заполненного договора или загранпаспорта. Некоторые проводят обязательный тренинг на понимание лицензионной чистоты присылаемых фотографий с последующим тестированием. В качестве теста настоятельно рекомендуется посылать свои ЛУЧШИЕ фотографии как по качеству, так и по сюжету. Не посылайте ничего вычурного, экстремально шедеврального, черно-белого, а пошлите попроще и попонятнее.
Микропейментовые фотобанки
www.shutterstock.com – один из наиболее раскрученных среди фотографов, который платит в Россию чеками, и который любит журналистов и принимает от них фотографии событий без расписки моделей в особую категорию Editorial. Принимаются иллюстрации и векторные картинки. Могут временно блокировать аккаунт, если пришлете сразу много плохих фото. В форуме сайта пишут, что "чемпионы" продают по 300-400 фотографий в месяц. Некоторые фотографии набирают по 300-500 скачиваний за время стояния в фотобанке.
Размер фотографий - не менее 2.5МП
Тест – 10 фотографий в течение недели
Ключевых слов – не более 50
Оплата – 0.2$ за скаченную фотографию
Прием загруженных изображений – в течение 2-3 дней
www.istockphoto.com – один самых больших по числу фотографий фотобанков. Жесткий отбор присылаемых фото. Долгое рассмотрение кандидатов на вступление - больше недели. Тренинг по лицензионной чистоте + 20 вопросов. Не работает с почтой из домена .ru. Не любит принимать животных, цветы, закаты, осенние желтые листья и аналогичное (есть список) - с "любительскими" фотографиями для домашнего альбома вступить практически невозможно. Фотографии-"чемпионы" скачиваются более 1000 раз за время нахождения в фотобанке.
Размер – не менее 1600х1200
Тест – 20 вопросов + 3 изображения
Оплата – 0.2-0.6$
www.dreamsstime.com – большой фотобанк, фотографии принимают долго. Жесткий контроль сюжета, композиции и качества картинки.
Оплата – 0.5$
Размер – от 2МП
www.bigstockphoto.com – молодой фотобанк, но активирует присланные фотографии долго.
Тест – до 20 фотографий в течение недели
Размер – до 5МБ, от 600х600 до 3600х3600
www.fotolia.com - ещё один молодой банк, организованный в США. По слухам в Интернет на сентябрь 2005 был запланирован старт рекламной компании среди покупателей. В отличие от большинства микропейментовых фотобанков, на Fotolia возможна продажа фото как у взрослых - с эксклюзивом и за дорого. Очень требовательны к качеству и сюжету картинки. Довольно странно выполнен выбор категорий - самый неочевидный интерфейс из описанных фотобанков.
Размер - от 1600х1200, не более 10МБ
Другие
http://gimmestock.com
http://www.shuttermap.com
http://www.areaimage.com
http://imagevortex.com
http://buydigitalimages.com
Из относительно доступных «больших» фотобанков можно посмотреть в сторону www.alamy.com. Одно из главных отличий от других больших банков – не надо присылать набор из 100 и более фото. Можно прислать до 12 изображений на тест. Срок рассмотрения теста более 14 дней. Принимают только нешарпленные сканы или снимки с цифровых камер. С недавнего времени фотографии принимаются через интернет или на СD или DVD. Доставка, например из Москвы стоит от 50$ до 70$ (DHL). Так что решайте, есть ли у Вас такие фотографии, что окупят отправку.
Удачи!
Если есть вопросы и дополнения по поводу данного материала, то присылайте по адресу info@fotozoom.ru c обязательным subject «->Фотобанк / .......»
© FotoZoom.ru
Воспроизведение материала разрешено только с письменного разрешения администрации сайта.