Достаточно просто определить и описать резкость изображения,
но значительно сложнее описать изображение находящееся не в фокусе. Для
описания изображения, находящегося не в фокусе, применяется термин
"Bokeh" (боке, бокэ).
При съемке разными объективами в зоне не резкости получается
разное изображение, которое может быть выглядеть лучше или хуже. "Лучше"
или "Хуже" -это субъективные оценки людей, которые очень сложно как-то
описать в виде конкретных величин. Принято считать, что японские объективы
имеют Bokeh хуже, чем немецкие.
При съемке точки объекта находящегося в фокусе, фокусируются
на пленке в виде точек.
Если точки снимаемого объекта находятся не в фокусе, то их
изображение на пленке в идеальном случае будет в виде кругов, так как
точка фокусировки будет находиться за или перед пленкой.
Теоретически изображение этих точек должно иметь форму
круга, но практически из-за множества искажений в оптике, форма получается
овальной или в виде многоугольника.
Различной также является передача светотонов внутри самого
пятна, она может быть равномерной, со сдвигом к краям, с выраженным
центром и т.д. Это является следствием различных аббераций и вид пятен
изменяется взависимости расстояния от центра объектива.
Считается, что хороший "Bokeh" имеет объектив у которого
пятно имеет форму круга и равномерное распределение тонов.
Приведем несколько примеров как для понимания, что такое bokeh, так и для демонстрации разницы bokeh у разных объективов.
Все примеры: максимально открытая диафрагма, увеличено, увеличено при F/5.6
Canon FL 50mm f/1.8 - 6-ти лепестковая диафрагма
Canon EF 50mm f/1.8 II - 5-ти лепестковая диафрагма
Rollei Planar 50mm f/1.8 (Ziess license) - 5-ти лепестковая диафрагма
Ещё пара примеров снимков, на которых имеется и бокэ на переднем плане, и на заднем.